Занятие №3. «Экскурсия по улице». (на прогулке)
Цели:
- Закрепить знания правил дорожного движения.
- Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и подземный), «островок безопасности».
- Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь нуждающимся.
Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.
Ход экскурсии:
Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».
Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).
«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»
«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется улица, на которой находится детский сад?»
Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали пешеходам.
Вопрос: «Как называется это место?»
Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».
Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно назвать?»
Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све название».
Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?» «На какие части делится дорога?»
Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.
Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная дорожка?
Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.
Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда,
И не едут никуда.
Не волнуется народ—
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник постовой.
Все машины одному,
Подчиняются ему
Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация описывается?».
Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.
Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить, какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут машины».
Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику (старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД, останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти коляску с ребенком и т.п.
Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».