Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе (автор - Г. А. Каше, 1985)
Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь - июнь).
При разработке коррекционного обучения учитывались несколько задач: коррекция речевого дефекта, подготовка к овладению грамотой, усвоение грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа рассчитана на детей 7-го года жизни.
В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание в лексико-грамматическом развитии.
Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии.
Закрепление произношения осуществляется:
1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;
2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На последнем этапе обучения включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.