Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)
В сетку часов воспитателя внесены изменения с учетом «Программы обучения и воспитания в детском саду».
Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние часы проводятся 2 фронтальных занятия (одно - занятие логопеда, другое - занятие воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10.
После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, остальные дети с воспитателем идут на прогулку.
Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15;00 до 15.30) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до 17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.
В течение первого периода обучения
(сентябрь - 1 -я неделя ноября) фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда предусмотрены ежедневно во всех периодах обучения.
Содержание фронтальных логопедических занятий
1.Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а], [и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].
2.Развитие фонематического восприятия:
а) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-|к|, [к|-[г]-[х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х], [л']-|j|, [ы]-[и].
3.Лексико-грамматическая работа: усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений; составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам.
4.Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.
5. Подготовка к анализу звукового состава слова:
а) выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля),
б) анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);
в) выделение последнего согласного в слове (мак);
г)_анализ и синтез обратного слога типа [ап];
д) анализ и синтез прямого слога типа [са];
е) выделение гласного из положения после согласного под ударением (кот);
ж) полный звуковой анализ и синтез слова (мак).
Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных лексических и грамматических тем (во всех периодах).
В течение второго периода обучения
(2-я половина ноября - 1-я половина февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по формированию графических навыков и подготовке к письму - 1 раз в неделю.
Содержание фронтальных логопедических занятий
1.Произношение: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`
|, [г], [г'], [ш],[л], | ж], [р], [р'].
2.Формирование фонематического восприятия:
а) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'], [ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б`
|, [п]-[п'], [т`
|-[д`
|, [д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]-[т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-[з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[ц], [б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-|л],[р]-|р'|-|л|-|л'].
3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в произношении и усвоении трех- и четырехсложных слов различной структуры листопад.
4. Лексико-грамматическая работа: а) употребление существительных в различных падежах; б) согласование прилагательных с существительными в роде, числе; в) сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и