Обучение дошкольников чтению и письму
Особый интерес вызывает упражнение, связанное с обучением детей распознаванию верхней нижней и промежуточной строчки (приложение 11.) Предлагается выдать детям листы бумаги, с изображенными на них строчками, как показано на рис.8 (внизу). Дети должны называть строчки, ориентируясь на форму предмета (звездочка, круг, квадрат). Затем, ребятам предлагается нарисовать в строчках высоких, низких и ''хвостатых'' животных. Но мы неуверенны в том, что дети их нарисуют, поэтому, предлагаем использовать заранее заготовленные фигурки животных из цветной бумаги, которые дети могли бы наклеить. Предварительно детям напоминается, что высокие животные должны помещаться от нижней строчки до верхней или, что головой оно должны упираться в потолок (верхняя строчка), а лапами стоять на нижней строчке. Низкие животные должны лапами ''стоять'' на нижней строчке, а головой упираться в промежуточную строчку, ведь они низкие. В свою очередь, хвостатые животные должны сидеть на нижней строчке (''ветка дерева'' или на ''холме''), а хвост должен свисать ниже. Это упражнение подготовит детей к написанию букв.
В следующем упражнении (приложение 12.) ребятам предлагается поговорить о животных и сравнить их с буквами, определяя какая буква похожа на какое животное. Затем, ребята называют какие буквы являются высокими, низкими и ''хвостатыми''.
В следующем упражнении ребята учатся писать прямые линии в строчке, начиная с зеленой точки и заканчивая красной (приложение 13.), таким образом дети переходят к написанию первой буквы - l (приложение 14.). В следующих упражнениях ученики рисуют круги и прямые линии в строчке (приложение 15., 16.),а затем переходят к написанию букв b и c (приложение 17., 18.) и т.д.