1.1. Концепция современных проблем образования
Три года назад на заседании коллегии министерства была принята программа воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Рассмотрим эту программу с точки зрения универсальной теории самоуправления и управления, представленной в монографиях Дианы Мехонцевой, профессора Красноярского государственного технического университета, автора «Самоуправление и управление: вопросы общей теории систем» (Красноярск, 1991)и «Универсальная теория самоуправления и управления» (2001).
Для этого кратко воспроизведём основные положения универсальной теории самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием теории воспитания (они раскрыты в статье «Обучающая система как упорядочено устойчивая самоуправляемая и управляемая целостность» (Школьные технологии, 2001, № 6). В основу этих теорий положен системный подход. Вот наш вывод:
Все объекты материального мира являются системами
(слово «система» означает порядок, отсутствие хаоса).
Общие свойства всех объектов материального мира:
а) упорядоченность;
б) устойчивость;
в) целостность;
г) взаимодействие.
Проанализировав два последних свойства системы — «взаимодействие» и «целостность», она доказывает, что взаимодействие носит целенаправленный характер, а целостность представляет единство трёх частей: управляющей, управляемых и связей.
Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое (целостность) и как часть другой — вышестоящей системы, следует, что объективной целью системы как целого является тот конечный результат (целостность, упорядоченность, устойчивость — самосохранение), который закодирован при рождении любой системы в виде программ сохранения, на достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет функции по отношению к вышестоящей системе, частью которой она является, также закодированные при рождении в виде соответствующих функциональных программ.
Наличие объективной цели в любой системе предполагает средства и критерии достижения этой цели. Средствами достижения главной и функциональной целей системы (средствами существования системы) являются самоуправление и управление соответственно, а критериями существования являются индивидуальные адаптивно-гомеостатические (нормативные) показатели общих целевых параметров системы. К общим целевым параметрам главной цели системы относятся: интеллект (управляющая — программирующая часть системы); природно-производственная база (ППБ); здоровье; самоуправление — управление (самоорганизованность — организованность, саморегулирование — регулирование). К общим параметрам функциональной цели этой системы относятся вышеназванные параметры главной цели вышестоящей системы.
В теории показано также, что целостность любой системы составляют три неравнозначные части: управляющая, управляемая и связи. Эти три части систематизированы в две: первая основная часть — интеллект, вторая — природно-производственная база.
Взаимосвязь между целями одной и той же системы (закон сохранения систем) выражает условие существования системы. Условие существования любой системы - одновременная реализация главной и функциональной целей системы посредством самоуправления и управления. Все природные системы подчиняются этим законам. Таким образом, закон сохранения систем (закон жизни) и закон целесообразного и оптимального самоуправления и управления — это объективные законы существования. Они и должны служить основанием теорий любых общественных наук, в том числе педагогических.
На основе объективных законов существования в монографии «Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности» (Красноярск, Изд-во Краснояр. ун-та, 1998), а также в статье «Объективная цель воспитания — формирование самоуправляемой и управляемой личности» (НО, 2001, № 8) дано научное обоснование теории воспитания. Доказано, что объективная цель воспитания — искусственно-сознательное формирование в человеке адаптивно-гомеостатических (нормативных) показателей параметров главной цели человека-личности и подготовка его к выполнению функций, направленных к тому, чтобы сохранить общество и природу (сознательное формирование адаптивно-гомеостатических показателей параметров функциональной цели). Иными словами, объективная цель воспитания — формировать самоуправляемую и управляемую личности. Общество может считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие от субъективной цели, предложенной общественными науками, объективная цель воспитания учитывает не только потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К целевым параметрам личности относятся: интеллект, природно-производственная база, здоровье, самоорганизованность, самодисциплина как своей, так и вышестоящей системы (общества, природы).
Поскольку жизнеспособность системы определяют все пять параметров в совокупности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей цели.