Профессиональная педагогика, ее предмет и задачи
В самом названии этой отрасли педагогики отражается ее специфика, назван объект воздействия, определены предмет специального анализа и, в какой-то степени, ее задачи. Главное предназначение профессиональной педагогики - теоретическое обеспечение процесса воспитания специалистов высшей квалификации, подготовки и переподготовки профессионалов высокого класса непосредственно на предприятиях, в объединениях или в специализированных учебных заведениях.
Объектом воздействия профессиональной педагогики выступает как правило, человек, уже обладающий определенным запасом знаний, с некоторым набором профессиональных навыков и умений, разного уровня совершенства от начального до достаточно высокого, однако допускающего дальнейший рост мастерства.
По мнению методистов, профессиональная педагогика касается следующих элементов:
педагога, главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Педагогика поможет определить необходимые ему для успешной деятельности качества учителя и воспитателя и пути их формирования (как через систему повышения квалификации, так и путем самообразования);
слушателей, основного объекта воздействия. Педагогика посоветует, как комплектовать учебные группы, школы, семинары с учетом социально-психологических характеристик обучаемых, определять исходный уровень их знаний, навыков и умений, какой намечать конечный результат обучения и как отслеживать происходящие в сознании и поведении личности изменения;
содержания изучаемых предметов, дисциплин. Педагогика должна помочь отобрать главное, существенное, действительно необходимое для становления специалиста и убрать все случайное, второстепенное, несущественное, бесполезное;
методики обучения. Педагогика нацелит на применение активных форм и методов овладения знаниями, превращения их в убеждения, социально значимые мотивы и практические действия;
цели обучения, последнего в порядке перечисления, но первого по влиянию на содержание и характер учебного процесса составляющего элемента. Педагогика должна помочь формулированию целей активных, действенных, направленных на немедленную отдачу в ходе обучения, а не просветительских, созерцательных, малопродуктивных. И, конечно, педагогика должна помочь достижению этих целей.
Как трансформируются общие задачи профессиональной педагогики применительно к частному случаю - деятельности отдельного преподавателя ПЭО? Есть одно понятие, содержание которого как бы отражает такую трансформацию или суммарный итог решения важнейших задач, стоящих перед педагогом. Это понятие - педагогическая культура преподавателя. Если рассмотреть показатели, которыми определяется этот термин, то станет ясно, какие задачи нужно решать преподавателю, чтобы добиться ее высокого уровня. Педагогическая культура характеризуется: глубоким и основательным усвоением знаний в области теории педагогики; умением применять эти знания творчески, методически грамотно, эффективно; учетом особенностей взрослой трудовой аудитории слушателей, их интересов и опыта; способностью постоянно анализировать свою педагогическую практику и вносить коррективы в свои действия.