Проблема общения и обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Проблема деятельности не перестает занимать умы философов, педагогов, социологов, психологов, лингвистов и специалистов других наук. Это объясняется тем, что деятельность – источник появления человека, основание всей его жизни, становление его как личности. Для педагогики проблема деятельности является важнейшей основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи воспитания, учебно-воспитательного процесса. Феномен деятельности наисложнейший. Многомерные исследования вскрывают его неисчерпаемые возможности. Программа деятельности, особенности ее конструирования, подбор средств, мотивационно-побудительная сфера, внутри которой возникает деятельность, - все это возможно «вычитать» в эффектах деятельности (В.С. Швырев). Деятельность как некое потенциальное бытие, воплощенное в программе, возможных средствах, способностях, шире, многообразнее, полнее, богаче, чем любые ее проявления, построение любой деятельности – это всегда расширение, обогащение, развитие бытия. Трактовка человеческой деятельности может выражаться в различных аспектах ее рассмотрения. Современные философы и психологи дают разные определения понятию «деятельность», анализируют различные ее аспекты, выделяют существенные свойства деятельности, присущие любому ее виду и имеющие объективно-субъективное значение. Исследователи выделяют такие свойства деятельности, как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Э.Г. Юдин, В.С. Швырев, Н.Г. Кримтосурьян, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Они выражают единство объективного и субъективного в деятельности. Каждый вид деятельности по необходимости выявляет всеобщие, универсальные характеристики деятельности и может быть объяснен лишь на основе таких характеристик (Н.Г. Кристостурьян).
Цель деятельности ставиться не произвольно, а в соответствии с объективными обстоятельствами. Она определяет весь последующий процесс, совершаемый субъектом. Предметность и осмысленность, выражая единство объективного и субъективного начала в деятельности, идут как бы навстречу друг другу, образуют сцепление объективно-субъективных ее основ (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов).
Преобразующий характер любой деятельности является ведущим свойством объективного порядка, но зависит от активной роли субъекта, продуктивного характера его деятельности. По данным концепциям теории деятельности, образуемые в деятельности связи и отношения, являются производными от сущностных характеристик деятельности.
По другой концепции, центром деятельности являются объективно-субъективные отношения (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульхангова-Славская, М.С. Каган). К.А. Абульханова-Славская утверждает, что деятельность не является каким-то самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля. Сущностная связь субъекта деятельности выявляется тогда, когда ведущей в анализе выступает категория субъекта.
Плодотворный анализ становления взглядов ученых по теории деятельности дан в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, М.В. Демина. Разработка теории деятельности вслед за Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым продолжена Н.Ф. Талызиной.
Для педагогического процесса, а главное, для построение теории деятельности в педагогике, значение имеют исследования, об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в педагогическом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основание соотношения общественного и индивидуального в деятельности заключает в себе идею активной жизненной позиции, поскольку вне общественных устремлений личности объединяется любой вид деятельности (Б.Ф. Ломов).