Обучение, его признаки.

Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

· Двусторонний характер;

· Совместная деятельность учителя и учащихся;

· Руководство со стороны учителя;

· Специальная, планомерная организация и управление;

· Целостность и единство;

· Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

· Управление воспитанием и развитием учащихся.

Учебный процесс содержит следующие главные звенья

взаимодействия:

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения.

2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).

3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.

4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

5. Управление процессом перехода от теории к практике.

6. Организация эвристической и исследовательской деятельности.

7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.

1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.

2. Восприятие новых знаний, умений.

3. Анализ, синтез, сравнение, систематизация.

4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.

6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.

7. Самоконтроль, самодиагностика достижнений.

В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении, реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, учитель автоматически выбирает демократический стиль руководства, активные методы обучения, личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку.