Общение учителя с учащимися или основы педагогического общения.
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.
Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;
- как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;
- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;
- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается
демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:
- индивидуальный стиль общения педагога;
- установка преподавателя на отдельных учеников;
- учет личностных особенностей учащихся;
- уровень развития коллектива;
- наличие умений профессионального общения.