Общение в обучении.
В настоящий момент говорят об интерактивном обучении
– обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:
- информативная ( передача и сохранение информации )
- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)
- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).
На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.
Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться по двум направлениям:
а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика '', '' Мы живем среди людей '' и т.д.
б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения'' для учащихся.
Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.
Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.
Приемы интерактивного обучения
Невербальные Вербальные
-
визуальные - умение задавать открытые вопросы
- акустические - определение учителем собственной
позиции
- тактильные - готовность учителя к анализу и
самоанализу занятия
- ведение заметок, способствующих
отслеживать течение занятия, его
кульминацию, результативность
Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным относят:
1)
Визуальные : выражение лица ( заинтересованное, равнодушное и т.д.), позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр. ), контакт глаз ( взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);
2)
Акустические: интонация ( громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
3)
Тактильные: расстояние ( далекое – близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту ), прикосновения ( одобряющие -агрессивные ) и пр.
Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:
1)
Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' ( т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме );
2)
Определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;
3)
Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;
4)
Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности…
Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден
стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне ( присел к нему за парту ).