Межличностное общение и факторы его определяющие.
Изучение особенностей формирования взаимоотношений учителей и учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих эти взаимоотношения в учебной деятельности:
- организация деятельности детей на уроке,
- тон общения,
- содержание и характер предъявляемых требований,
- наличие оценочных суждений и моральных стимулов
взаимоотношений,
- уровень осознания учениками и учителями своих
взаимоотношений.
Мной проведены исследования взаимоотношений школьников и учителей нескольких начальных классов в школе, в которой я работаю. Использовала разные методы, проводила наблюдения на уроках, проводила беседы с учителями с целью – выяснить степень осознания учителями характера и особенностей их взаимоотношений с учащимися первого года обучения.
Ответы на вопросы анкеты и беседы с учителями начальных классов показали, в какой степени учителя осознают воспитательные возможности урока и воспитательные возможности их взаимоотношений с учителями на уроке; понимают трудности, которые встречаются при формировании взаимоотношений с детьми. Учителям задавался вопрос о том, были ли у них конфликты со школьниками и родителями, каковы причины этих конфликтов. На вопрос о воспитательных возможностях урока 44% учителей выделили лишь некоторые воспитательные цели урока: воспитание интереса к предмету, дисциплинированности, внимания; 56% учителей смогли полнее выделить воспитательные возможности урока, отметив важное значение содержания урока, взаимоотношений между детьми на уроке, личности учителя и его взаимоотношений с учениками, организации урока. Причем организация урока организация деятельности учащихся на уроке составляет 12% от всего количества ответов о воспитательных возможностях урока. Ни в одном ответе на этот вопрос нет достаточно полной характеристики всех воспитательных возможностей урока. В основном учителя называют 1-2 показателя воспитательного воздействия урока. Никто не отметил значение такого показателя, как методы обучения. Очень редко учителя связывают воспитательные возможности урока с личностью самого учителя и с организацией учителем деятельности детей, т.е. то, что связано с профессиональным мастерством учителя, его умением управлять воспитательным процессом. Положительным является то, что, отвечая на вопросы анкеты, учителя часто указывали на взаимоотношения между детьми как важный показатель воспитательных возможностей урока. Многие учителя отметили большие воспитательные возможности создания нравственно-ценных межличностных отношений между школьниками.
Характеризуя благоприятные взаимоотношения и отмечая то, что они ценят во взаимоотношениях с детьми. К чему стремятся учителя строя эти отношения. Выделим следующие факторы: доброжелательность в общении (21% всех ответов), положительное отношение учеников к учителю (24% общего числа ответов), выполнение требований учителя и дисциплинированность учеников (20% ответов), взаимопонимание (17% ответов), искренность и доброта детей (9%), положительное отношение к школе (6% от общего числа ответов).
Приведенные данные свидетельствуют о том что в большинстве случаев учителя осознают лишь внешнюю сторону взаимоотношений с учащимися. Деловая сторона взаимоотношений: качество учебной деятельности детей, выполнение ими требований учителя, наличие дисциплины при общем преобладающем доброжелательном характере общения, - видна учителем, осознается ими и ценится, прежде всего. Но в целом у большинства учителей довольно узкое представление о воспитательных возможностях урока и уровень их осознания своих взаимоотношений с учениками невысокий.
Учителя отмечают по 2-3 показателя благоприятных взаимоотношений с учащимися, причём большинство выделяют только их деловую сторону. Очень мало ответов, которые характеризуют взаимоотношения учителей со школьниками с точки зрения нравственного воспитания детей. О преобладании в осознании учителями деловой стороны взаимоотношений говорит и то, что в некоторых ответах они отмечают, что ценят во взаимоотношениях с учениками, взаимопонимание сводят к деловой сфере, считают, что «это дисциплинированность выполнение требований учениками». Только в одной анкете был отличен такой интересный показатель благоприятных взаимоотношений с детьми, как хорошие отношения с их родителями. Ряд учителей, характеризуя факторы, создающие благоприятные взаимоотношения, отмечают личные качества учителя: тактичность, справедливость к детям, требовательность, индивидуальный подход, но совсем не затрагивает проявление личных качеств у детей.