Разновидности внеклассных мероприятий по черчению и технологии
Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной железной дороги, действующий макет аэродрома – в каждой такой работе принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело – недействующее изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое – действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно, надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни размеров.
Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых, изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук заготовок одного размера и 150 - другого». Это же пустяк для ученика. Потом педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции. Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных. Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и изобретатель, и конечно, хороший мастер.
Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат: все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий; ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда.
Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.
В научно-исследовательском плане при создании первых учебных видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи, как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.
Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием графической документации. [5; стр. 66]