Особенности активных методов обучения в высшей школе

Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях.

Какие же это условия?

Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в

любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в

атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого

чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан,

Родину, делать людям добро.

Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит

ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и

дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может

быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть

не более 6-7 детей. (Современные психологи установили, что

именно с таким количеством детей воспитатель может

одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в

присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых,

ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам

включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как

самостоятельный исполнитель.

Четвертое. Исключение так называемых прибавочных

раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных

лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У

ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на

его мозг "прибавочных раздражителей", не вырабатывается

способность к целенаправленной деятельности. А это означает,

что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже

родиться.

Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка.

Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими

упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными

игрушками - чтением стихов, игра в шахматы - рисованием,

лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой

деятельности может проявиться особый талант, данный природой

только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с

максимумом занятий, чтобы со временем определить свое

призвание. И "медвежью услугу" оказывают своему ребенку те

родители, которые по своему произволу заранее программируют

его жизненный путь.

Шестое. Принцип постепенности и последовательности.

Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок

брался только за те дела, которые в данное время для него

посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.

По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться

все более трудными и сложными.

Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с

безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей.

Воспроизвел - значит освоил. Только в конце периода

семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок

вырабатывает свои собственные (нравственные основания) и может

оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому

взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны

строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему

примером безнравственного поведения.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Поступление в школу - чрезвычайно сложный и ответственный

перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни,

окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы

знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка.

Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности.

В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в

нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности подросткового возраста

получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Перейти на страницу: 1 2 3