Компетенция Российской Федерации в области образования
В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
1. формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2. правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
3. разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
4. формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
5. согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6. установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7. установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
8. создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
9. организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;
10. разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
11. установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
12. установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
13. регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
14. установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;
15. ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
16. установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников; порядка финансирования образовательных учреждений; обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием; льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита; образовательного ценза педагогических работников; федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
17. прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
18. информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
19. организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
20. контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;