Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы спецшколы – интерната
Программа по социально – бытовой ориентировке должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.
Воспитатели продумывают сценарии этих праздников, вместе с воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е. используют знания, полученные на уроках СБО.
Для детей интерната работают кружки: «Рукоделие» и «Домоводство», где дети используют и закрепляют умение и навыки шить и готовить.
Занятия кружка рукоделия организованы по интересам с практической направленностью. Каждый ребёнок работает по индивидуальной программе и выполняет задание по его возможностям. Результаты работы кружка в конце года оформляются в выставку мягкой игрушки. Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении воспитателями младших групп ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно)
- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
- правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
- качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.