Вопрос об особенностях анализа произведений пейзажной лирики в научно-методических трудах
Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению. Возможно здесь помогут «живые» впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и т. д. «Все это обеспечивает необходимую «внутреннюю наглядность», помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан практиком или поэтом», - пишет О. Шарапова в статье «Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы» (О. Шарапова, 2000, с. 30). Желательным при работе с поэтическими произведениями о природе является элементарный анализ формальных средств их построения, в частности, рифм и ритмики. Автор вышеназванной работы говорит о возможности обратить внимание учащихся на аллитерацию, ассонанс, предложить подумать о том, с какой целью автор использует эти средства выразительности. Отдельным этапом в работе над анализируемыми произведениями О. Шарапова выделяет поиск тропов в целях достижения большей художественной выразительности.
Л. Нефедова делится опытом о том, как она знакомит детей с творчеством С. Есенина. Знакомство со стихотворениями призвано способствовать формированию нравственно-эстетического отношения к природе и подготовке к восприятию и постижению таких пластов читательской культуры, как лирическая поэзия и устное народное творчество, - считает автор статьи «Знакомство младших школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. Есенина» (Л. Нефедова, 1990). В статье рассматриваются возможные варианты методического подхода к программным стихам С. Есенина. Л. Нефедова проводит большую работу над усвоением детьми средств выразительности: метафор, эпитетов, сравнений.
К. Тихомирова в работе «Диафильм «Есть в осени первоначальной .» говорит о возможности использования диафильма на уроках чтения пейзажной лирики об осени. В диафильме «Есть в осени первоначальной .» вошли лишь некоторые тексты из «Книги для чтения», которые поддаются экранизации. Это, по словам исследователя, способствует не только лучшему эмоциональному, но и зрительному восприятию пейзажной лирики (К. Тихомирова, 1988).
З. Лобановская («Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение») постепенно вводит своих воспитанников в замечательный мир поэзии. Каждый урок она начинает с «пяти минут поэзии». Ученики читают стихи о Родине, временах года и т. д., а затем переписывают их на листок и сдают. Когда стихотворений на определенную тему собирается 40 и более, родители учащихся оформляют их в сборник. Лучшее выразительное чтение стихов автор статьи записывает на аудиокассету. При чтении стихов детьми использует репродукции с картин художников, цветные иллюстрации из журналов. При анализе стихотворения большое внимание уделяется содержанию и языку. З. Лобановская отрывки из стихотворений использует также при закреплении правил на уроках русского языка (З. Лобановская, 1987).
Е. Цетлин в своей статье «Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки» указывает на важность использования музыки на уроках чтения стихотворений пейзажной лирики. «Верное ощущение смысловых оттенков слов и выражений дает возможность почувствовать описание во всей полноте и неповторимости его эмоциональной окраски. Благодаря музыке дети чутко воспринимают настроение, которым пронизан пейзаж в лирических стихотворениях» (Е. Цетлин, 1981, с. 25). Е. Цетлин доказывает, что при помощи музыки пейзаж воспринимается детьми более ярко, эмоционально.
В. Граблева («Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений») описывает разработанную ею систему заданий по словесному рисованию на уроках чтения при изучении лирических произведений. В систему входит четыре группы упражнений:
Ø первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное;
Ø вторая группа – на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование);
Ø третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре;
Ø четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения. (В. Граблева, 2000).