1 – 2 уроки
Тема:
Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».
Цели:
1. Развивать образные представления путем включения в урок произведений изобразительного искусства и музыки.
2. Создать живописный образ, нарисованный поэтом.
3. Развивать умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения.
Ход урока
Подготовительная работа
– Какое время года за окном? Закройте глаза и тихо произнесите: «зима». Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно . А мне радостно, я люблю зиму .).
– Помните, на прошлой неделе мы ходили в лес. Мы наблюдали, замечали, как изменился цвет леса, неба. Какой стоит лес? (В ожидании снега. Дети делятся впечатлениями, полученными на экскурсии).
Первичный синтез
– Послушайте стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», где зима в самом разгаре. (Учитель выразительно читает стихотворение).
– Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Какое у этого стихотворения настроение? (сонное, т.к. зима баюкает, пташки дремлют).
Анализ
– Найдите в тексте слова, по которым можно определить чувства автора (глубокая тоска облаков, больно холодна метелица, строптивые воробушки .).
– А какая зима в этом стихотворении? Почему вы так думаете? С помощью каких описаний автор показывает суровость зимы? (Описание птичек).
– Найдите описание птичек. С. Есенин описывает двух главных героев: зиму (поет, аукает, баюкает, вьюга злится, метелица стелется) и реальные птички, которые вызывают у нас жалость. С помощью каких слов (частей речи) в описании воробьев автор выражает жалость?
– Автор сочувствует птичкам. Чем заканчивается стихотворение? (С. Есенин грустит о весне, тепле, солнце, т.е. выражает свои мечты в мечтах героев стихотворения).
– Как будем читать первый куплет? (Задумчиво и сонно. Читают).
– Какую картину вы представляете, читая первый куплет?
– Как надо читать второй куплет? (Надо передать тревогу о птичках. Дети читают, пытаясь передать тревогу).
– А что должны передать, читая третий куплет? (Жалость к птичкам).
– А как будем читать последний куплет? (Должны передать мечтательность и грусть по весне, теплу, солнцу. Читают).
– А сейчас рассмотрите репродукцию картины английского художника Дж. Монета «Сорока». Что изображено на картине? Какие художник использует краски? (Белую с различными оттенками: синего, серого, бежевого).
– Какое настроение картины? (Светлое).
– Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем? (У С. Есенина вечер, мороз крепчает, птицам все холоднее, а у Дж. Монет – солнечный полдень).
– Какую картину вы нарисовали бы к этому стихотворению? Расскажите.
– Ребята, не только поэты и художники писали о зиме. К зиме обращались и композиторы. Послушайте произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Слушайте музыку и постарайтесь представить, как композитор изображает зиму.
– Понравилось ли вам произведение? Чем? Какие чувства вы испытали, когда слушали эту музыку? (Тревога, холод).
– Какую картину вы представили? (Вьюга, метелица).
– Похоже ли произведение А. Вивальди по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем? А на картину Дж. Монет? Чем? Какие строки из стихотворения особенно подходят?
Вторичный синтез
– Послушайте еще раз стихотворение на фоне музыки.
Работа по составлению «партитуры» текста. Ученики с помощью учителя находят логические ударения, паузы, определяют темп чтения. Тренируются в выразительном чтении.