3 – 4 уроки
Тема:
Стихотворение С. Есенина «Пороша».
Цели:
1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).
2. Создавать живописный образ, нарисованный поэтом с помощью художественных средств языка.
3. Дать возможность ученикам при помощи музыки и живописи услышать тишину леса, ритм скачки коня, звонкость цокота копыт.
Ход урока
Подготовительная работа
– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша». Ребята, вы понимаете слово «пороша»? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега).
– Пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.
Первичный синтез
– Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть).
– Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем).
Анализ
– Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует).
– Найдите в тексте сказочные образы.
– Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро).
– Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон).
– Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н], [м], [з], [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором).
– Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись).
– Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.
– Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека).
– Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному).
– Какую картину вы видите в последнем куплете? Что вы должны передать голосом, читая эти строчки? (Показать быстрый ритм скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей. И снова многократное перечитывание при решении каждой задачи).
– А сейчас посмотрите, какую картину зимнего пейзажа увидела русская художница И. Бродская в репродукции «Русская зима».
– Что изображено на картине? (Снегом, словно ковром, покрыта земля. Ели накинули шаль. Солнечный, красивый день).
– Как вы думаете, художнице нравится зима? Докажите. Что общего между картинами И. Бродской и стихами С. Есенина? (Настроение, заснеженный лес).
– А теперь послушайте, как известный композитор П. Чайковский передает красоту зимы в пьесе «Декабрь . На тройке» из цикла «Времена года».
– Какую картину вы представили, прослушав музыку? Похожа ли она на картину С. Есенина? Чем? (Да, любование природой, в музыке больше передана скачка коня по зимнему лесу, а не дремлющий лес).
Вторичный синтез
– Какими словами можно описать природу в стихотворении С. Есенина? (Словесное рисование; перед рисованием стихотворение читает заранее подготовленный ученик. Тренировка в выразительном чтении стихотворения).
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к стихотворению, потренироваться в его выразительном чтении, выучить текст наизусть.