9 – 10 уроки

Тема:

Стихотворение И. Сурикова «Зима».

Цели:

1. Обучать приемам устного словесного описания природы, приемам рассуждения и повествования.

2. Развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, умение подбирать свои варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности.

Ход урока

Подготовительная работа

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, которое посвящено зиме, и называется оно «Зима». Стихотворение написал И. З. Суриков. Послушайте и скажите, какой период зимы описывает поэт? (Чтение стихотворения учителем).

Анализ

– Понравилось ли стихотворение? Какой период зимы поэт описывает? Если не смотреть на последние две строчки стихотворения, можно ли утверждать, что приходит зима? Докажите. Какие слова об этом говорят? Прочитайте. Как вы думаете, нравится ли поэту зима? Докажите.

– К каким сравнениям прибегает И. Суриков для того, чтобы образно передать картину зимнего пейзажа? Почему поэты часто при описании зимнего пейзажа лес называют спящим: «И заснул под нею крепко, непробудно .»? А что за «чудная шапка»?

– Посмотрите на эту репродукцию картины художника К. Р. Юона «Зимний пейзаж». Какие первые ассоциации (слова) у вас возникли? («Темный лес что шапкой .»)

– Что изображено на картине? Описывая картину, используйте сравнения, сравнительные обороты. (Заснеженный ельник; спящие ели, укутанные в белое пушистое одеяло; ели с накинутой шалью .)

– Какие чувства вызывает у вас картина?

– А теперь послушайте вальс А. Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».

– Какую картину вы представили, слушая это произведение? (Дети рассказывают то, что они представили).

– Послушайте еще раз это произведение. Слушая, подумайте, в чем сходства или различия представившейся вам картины и поэзии И. Сурикова. (В стихотворении настроение спокойное, тихое, снег падает тихо, а у А. Свиридова настроение бурное; снег падает, потом дует ветер, приподнимая с земли только что опустившиеся снежинки .)

Вторичный синтез

– Ребята, объясните, как будете читать это стихотворение: быстро, медленно, весело, грустно и т.д.? (Медленно, спокойно, тихо, не нарушая тишину застывшего леса, и в то же время любуясь волшебством, так как за ночь все побелело, и, наконец, пришла зима. Значит, должны передать и радость. Дети читают по одному, стараясь передать красоту зимнего пейзажа).

– Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю и т.д. (Словесное рисование).

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение и придумать несколько предложений со сравнительными оборотами на тему «Зима». В этом помогут слова: будто, словно, как, как будто и т.д.