Заключение

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет эстетическое воспитание учащихся. Этому помогает применение музыки и живописи на уроках чтения, способствующие наиболее полному восприятию детьми художественного произведения и созданию ярких образов и картин читаемого текста.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями. Однако констатирующий эксперимент показал, что на уроках чтения не всегда остается время для работы с живописью и музыкальными произведениями. Зачастую в практике школы эти виды деятельности почти отсутствуют. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – найти и разработать наиболее эффективные приемы анализа произведений пейзажной лирики с использованием живописи и музыки, мы решили следующие задачи:

1. Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что применение живописи и музыки в научно – методических трудах раскрыто слабо, мало конкретных методических разработок по данной проблеме (см. с. 6 – 11).

2. Изучили школьную программу, учебники по чтению и пришли к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию музыки и живописи (см. с.12 - 16).

3. Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа результатов которого, мы сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы по анализу лирических произведений в практике школы. Указали, что учащиеся плохо подготовлены к эмоциональному восприятию произведения, обогащению словаря, развитию настроения и эстетических взглядов (см. таблицы 1, 2).

4. Исходя из вышеизложенного, мы разработали свои методические рекомендации по использованию живописи и музыки на уроках чтения лирических стихотворений.

Практические рекомендации заключались в следующем:

Ø подготовительная работа перед анализом текста стихотворения (беседа, которая опиралась на личные наблюдения и опыт детей);

Ø использование музыки и живописи для работы над картинами и образами произведений (весь иллюстративный материал рассматривали в плане сравнения и сопоставления с читаемыми на уроке литературными произведениями);

Ø обращение внимания на эмоции, чувства и настроение, вызываемые лирическими стихотворениями, музыкой и живописью (сравнивали сходство и различие вызванных чувств и эмоций стихотворением, музыкой, репродукциями картин);

Ø устное и графическое рисование (подробнее см. с. 24 – 38).

Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели обучающий эксперимент. В итоге экспериментальный класс, по сравнению с контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы (результаты см. таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что использование музыки и живописи на уроках чтения пейзажной лирики способствует лучшему восприятию произведения, созданию ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей экспериментальных классов, бережному отношению к природе, любви ко всему живому.

Таким образом, гипотеза

, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе экспериментального обучения в школе.

Перспектива работы

заключается в дальнейшем и более широком изучении проблемы о возможностях использования музыкальных произведений и живописи на уроках чтения пейзажной лирики с целью развития креативных способностей детей, нравственного и эстетического воспитания.