Характеристика ОНР
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных свя-
зей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропус-
кать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется пред-
расположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответству-
ющих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития. Поскольку тяжелые формы ОНР обыч
но возникают на фоне органического поражения ЦНС, то важной задачей является диагностика не только тяжелых, но и более легких форм повреждения мозга. Особое внимание обращается на детей, родившихся от матерей с небла-
гоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфикцию, , родовую травму, длительную желтуху, а также на недоношенных, маловесных и незрелых при рождении детей. В целях предупреждения ОНР необходимо разработать реко-
мендации для родителей детей, относящихся к группе риска, а также детей с различными отклонениями в физическом или психическом развитии. Матери следует знать о влиянии эмоционального общения с ребенком на становлении его речи. Кроме того, логопед и психолог должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию психического развития ребенка.
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследо-
вателями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи».
Например, первый уровень речевого развития, который в логопедии характе-
ризуется , как «отсутствие общеупотребительных словесных средсв общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н.Гвоздевым «Однослов-
ное предложение. Предложение из двух слов – корней».
Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопе-
дии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «Усвоение грамматической структуры предложения».
Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется как
«обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонети-
ческого строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.
Разумеется ни одна периодизация не может отразить всей сложности диалек-
тического взаимопроникновения этапов развития и сосуществования в каждом последующем этапе качеств предшествующего. «При всей условности переоди-
зация нужна, как для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для раз-