Формирование связной речи у детей
- описание предметов по основным признакам;
- обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем);
- закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;
- подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;
- обучение сравнительному описанию предметов.
Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
На занятиях по описанию предметов детям предъявлялся ряд предметов, относящихся к одной группе. Перед составлением описания дети называли все предметы. При этом особое внимание уделялось различию их по внешнему виду. Это помогало детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и способствовало закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирался либо логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности детей).
В ходе обучения нами использовался ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей с ОНР, по нашим наблюдениям, является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Приведём пример:
Логопед: Ребёнок
Это кошка У меня тоже кошка
… …
У меня кошка серая, с черными У меня кошка вся черная.
полосками. Лапки у неё белень- Лапки у неё беленькие.
кие. Шерсть у кошки мягкая, пу- Шерсть у кошки пушистая.
шистая. Уши у кошки маленькие Ушки у кошки маленькие, глаза
острые. Глаза у неё круглые, зе- зелёные… как огоньки. У неё
лёные. У кошки длинные усы… большие усы.
и т. д.
Указанный приём использовался нами в работе с детьми, которые испытывали наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана-схемы.
Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребёнку предлагалось дать его описание по определённому плану. Рисунки выполнялись цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставлялись на наборном полотне и дети поочерёдно рассказывали об изображенных предметах. Педагог давал краткий анализ высказываний детей (полнота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств).
Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
Приводим краткое содержание отдельных игровых занятий.