Первое занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
Вопросы:
- Скажите, ребята, где растут яблоки?
- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)
Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».
Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»
II. Р а з б о р с о д е р ж а н и я к а р т и н о к .
Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком».
Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
В о п р о с ы к к а р т и н к а м.
1-я картинка
Что вы видите на этой картине?
Какие деревья здесь растут?
Как называется место, где растут яблони?
(при затруднении дается подсказка: «Это слово начинается со звука С»).
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».
Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?
(Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)
Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:
- Яблоки созревают в конце лета.
При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном
полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
Второе занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели занятия.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж е н и й, предлагаемых
педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).
Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
Ёжик залез на… (дерево, яблоню);
Ёжик прыгнул на … (яблоки);
Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.