Результаты экспериментальной работы
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР наблюдалась следующая картина.
Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ (у одного ребёнка).
Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Прыгнул, не схватил… Они лес уш- ли… Вольки стали… лизать а дерево. Коля спрятался… и его не нашли воль- ки… На дерево… Пасёл домой. Приди Коля дверь. Дома, а вольки усли. |
Была зима. Петя шел из школы домой. Тропинка проходила через небольшой лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг Петя увидел волков. Он быстро влез на сосну. Волки хотели Петю достать, но не смогли. Они сели около сосны и стали ждать. Петя Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо шел охотник, увидел волков и выстрелил из ружья. Волки убежали. А Петя слез с дерева и пошел домой. |
К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно, переданы время, место и характер действия.
Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу
Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)
Вид задания |
Ошибки на упот- ребление предло- гов |
Ошибки на образ- ование предло- жно-па- дежных конст- рукций |
Ошибки на упот- ребление именных слово- форм |
Ошибки на упот- ребление глаголь- ных сло- воформ |
Пропуски знамена- тельных форм |
Ошибки в постро- ении пред- ложений |
Искажение структуры слов |
Прочие аграмма- тизмы |
Составление расс- каза по серии сю- жетных картинок |
13,6 |
3,4 |
12,2 |
26,5 |
4,1 |
25,2 |
15,0 | |
Рассказ по вопро- сам на тему из личного опыта |
29,3 |
5,8 |
15,7 |
15,2 |
1,5 |
21,5 |
11,0 | |
Окончание расс- каза по данному началу |
13,4 |
4,12 |
1,0 |
22,8 |
13,24 |
35,1 |
4,12 |
5,22 |