Музыкальная деятельность.
Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям – показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения. Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на слуховое восприятие.
Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная; содержание песен должно быть доступно и известно детям.
Слова, используемые в песне, в начале прорабатываются на занятиях с сурдопедагогом.
Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но, видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. /21, с. 19/ Также, во время пения, они не слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.
Разучивание песни, также как и танца, начинается с прослушивания мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается речь.
В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально окрашены. /21, с. 19/
Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.
Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный контакт между ними, согласованность действий, единство требований, предъявляемых детям, - необходимые условия для успешной подготовки праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом. Ничто так не мешает достижению поставленной цели, как противоречивые требования педагогов, и это вредно в любом воспитательном процессе.