Типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах.
Исследования проводились в школе №83 Железнодорожного района г. Красноярска во 2 «Б» и 2 «В» классах в 1999/2000 учебном году.
Задача констатирующего среза: выявить типичные речевые ошибки в письменных творческих работах учащихся.
Для решения данной задачи было определено два класса – контрольный и экспериментальный.
Контрольным классом являлся 2 «Б» класс школы №83 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 22 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету русский язык отношение у большинства школьников положительное.
Экспериментальным классом являлся 2 «В» класс школы №83 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 22 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. Опрос учащихся выявил, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.
Контрольный срез включал в себя написание изложения по коллективно составленному плану (см. Приложение 1).
В таблице 1 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Таблица 1
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс |
Экспериментальный Класс | |
Ошибки в построении предложений (простых и сложных) |
15 |
16 |
Ошибки в построении словосочетаний |
5 |
2 |
Ошибки в образовании слов |
2 |
2 |
Всего: |
22 |
20 |
Таблица 2
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||
Список учащихся |
Постр. предло жений |
Постр. Словосочета Ний |
Образо- вание форм слов |
Список учащихся |
Постр. предло жений |
Постр. словос сочетаний |
Образ. ние форм слов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Ян А. |
1.Антон А. | ||||||
2.Стас В. |
2.Ната Бед. | ||||||
3. Вера Г. |
3.Ната Бел. |
+ |
+ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4. Рома Г. |
+ |
4.Таня В. |
+ | ||||
5. Сергей К. |
+ |
5.Армен Г. | |||||
6.Настя К. |
6.Петя Г. |
+ | |||||
7.Марина Л. |
7.Оля Г. | ||||||
8.Света М. |
+ |
8.Настя Е. | |||||
9.Игорь Н. |
+ |
9.Света З. |
+ | ||||
10.Сергей П. |
+ |
10.Вика И. |
+ | ||||
11.Оксана П. |
11.Женя К. |
+ |
+ | ||||
12.Алеша П. |
+ |
12. Валя К. |
+ | ||||
13.Маша П. |
+ |
+ |
13.Витя К. | ||||
14.Наташа П. |
14.Гарри М. |
+ | |||||
15.Коля Р. |
+ |
+ |
15.Арина М. | ||||
16.Аня М. |
+ |
16.Саша Н. | |||||
17.Дима С. |
+ |
17.Таня Н. |
+ | ||||
18. Паша Т. |
+ |
18.Вика С. |
+ | ||||
19. Катя Т. |
+ |
19.Оля С. | |||||
20. Лев Т. |
+ |
20.Саша Ч. |
+ | ||||
21. Женя Х. |
+ |
21.Тимур Ш. |
+ |
+ | |||
22.Даша Ч. |
+ |
22.Таня Я. |
+ | ||||
Всего: |
10 |
5 |
2 |
Всего: |
12 |
2 |
2 |
Всего (в %): |
45,5 |
22,7 |
9,1 |
Всего (в %): |
54,5 |
9,1 |
9,1 |