Работа классного руководителя с семьёй и её особенности в 1 – 2 – ом классах.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64).
И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15).
С. Дапкене выделяет следующее содержание общего педагогического просвещения родителей:
1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
2. Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношении между школой и семьей.
5. Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Выделяются следующие формы педагогического просвещения:
Традиционные:
· Родительские собрания
· Лекции
· Вечера вопросов – ответов
· Диспуты
· Дни открытых дверей
Нетрадиционные:
· Деловые игры
· Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32).
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам .» (33, 38).
Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться» (20, 45).
Следующее мнение по тому вопросу в своей статье высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
· учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);