Опыт деятельности зарубежных школ за рубежом
В общем, следует отметить, что на Западе отрабатываются социально-педагогические механизмы управления социализацией путем создания различных направлений «социальной интеграцией». В Германии воспитание ролевого поведения индивидов дополняется теорией социализации «автономной» личности, «гуманной педагогикой», от педагогов требуется подготовить молодых людей к выполнению обязанностей граждан этой страны. Школа осуществляет массовое формирование надежной рабочей силы, четкий и строгий контроль за процессом социализации. В США эта зависимость проявляется наиболее полно. Здесь осуществляется очень давняя и прочная традиция связи общины и школы. Это объясняется тем, что школы строятся на средства налогоплательщиков, т.е. на «общинные» деньги. Теоретическим фундаментом общинного обучения и общинных школ является прагматизм, исходные положения которого способствуют развитию индивидуальных особенностей человека и укреплению связи школы с окружающей средой. Это в какой-то мере позволило познакомить подрастающее поколение с различными сферами трудовой деятельности, активизировать участие школьников в социальной жизни общества.
Термин общинная школа применяется не ко всем школам. Общеобразовательная государственная школа, ведущая работу по укреплению контактов с местным населением, называется общинной в том случае, если она предоставляет населению общины свое здание, оборудование, наглядные пособия для проведения занятий во второй половине дня. Такие школы, утверждает американский социолог Л. Деккер «должны быть открыты с утра до позднего вечера в течение всего учебного года, они становятся центрами, куда могут прийти местные жители – взрослые вместе с детьми, чтобы учиться и отдыхать»
Следует отметить, что с самого начала развитие общинной школы шло неоднозначными путями.
В одной первых программ, разработанной англичанином Генри Моррисоном в 1924 г., был представлен многофункциональный общинный центр, с которым интегрировались школа, учреждения системы образования взрослых и сфера досуга. Школа в «модели Моррисона» занимала ключевое положение. Это было одно направления развития общинной школы.
В другом направлении, получившем развитие на волне социальных движений конца 60-х годов, внимание концентрировалось на наиболее острых проблемах социального неравенства в больших городах. Общинное воспитание рассматривалось, как путь для самореализации и выражения интересов для социально-защищенных и преследовало цель – добиться социальных изменений в условиях развития общины. Наиболее известным представителем данного направления был Эрик Мидвинтер.
В настоящее время, в частности в Англии, позиции обеих направлений сблизились. Поборники первой модели сегодня уже видят основную задачу воспитателя общинной школы в том, чтоб быть «агентом социальных изменений». И большинство английских специалистов отдают предпочтение интегрированным общинным центрам (построенным по специальным проектам) как наиболее эффективным. К числу важнейших признаков общинной школы они относят:
- Взаимную поддержку отношений между общиной и школой;
- Учебный план и программы, ориентированные на учет интересов школы;
- Перманентное образование;
- Вовлечение общины в принятие решений и управлении школой;
- Развитие общины.
Одной из программ открытого обучения в США является программа «Трудовой корпус», которая предназначается для того, чтобы «дать молодым людям навыки практической работы и основы образования». Трудовые корпуса объединяли различные виды лагерей для юношей и девушек. Первоначально участники программы занимались охраной природы и устройством мест отдыха. Позднее, убедившись, что подростков мало интересуют эти проблемы, организаторы перестроили обучение, сделав его целью приобретение различных специальностей.