Возрастная периодизация развития ребенка.
6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.
Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
На что направлена познавательная деятельность |
Какая сфера психики преимущественно развивается |
Новообразования возраста |
Младенческий (0-1 г.) |
Непосредственное эмоциональное общение |
На познание отношений |
Личностная (потребностно-мотивационная) |
Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3 г.) |
Предметно-манипулятивная деятельность |
На познание предмета |
Познавательные процессы |
Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст (3 – 7 лет). |
Ролевая игра |
На познание отношений |
Личностная (потребностно-мотивационная) |
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный – возраст (7 – 11 лет) |
Учение |
На познание начал наук |
Интеллектуально-познавательная |
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст (11 – 15 лет) |
Деятельности общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности |
На познание системы отношений в разных ситуациях |
Личностная (потребностно-мотивационная) |
Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) |
Учебно-профессиональная |
На познание профессий |
Познавательная |
Мировоззрение, профессиональные интересы |