Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.

Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.

Сухомлинский.

Л.Н. Толстой.

Антон Семенович Макаренко родился 1/13/марта 1888 года в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков и на станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт {1914-1917) с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж под Харьков. Она носила имя М. Горького. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». 6 повестях «Флаги на башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935. годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича сердца – сгорел «в огне действенной любви к детям», как писал о нем Горький. Похоронен А. С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который был для них другом и духовным отцом,

А. С. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями.

Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте – он либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал «законом движения коллектива». Для. того, чтобы не произошло остановки и отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей (перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая – средняя – далекая) Антон Семенович назвал перспективными линиями.

Коллектив нужен был Макаренко как средство воспитания личности. Он состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно обогащают друг друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для формирования гражданина демократического общества.