Мастерство общения в профессии педагога.

В профессии учителя общение – профессиональный долг.

Две стороны:

1. Общие принципы, заложенные самим характером и унаследованные ценностями прошлого.

2. Индивидуальные принципы. Совокупность приемов и средств, которые учитель, в условиях различных обстоятельств реализует в своей деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, опыта, способностей, умений.

Умения:

1. Умение достижения целей обучения и воспитания.

2. Способность выстраивать взаимоотношения с различными по полу, возрастным признакам, психическими наклонностями воспитанниками.

3. Умение управлять развитием личности.

4. Умение рассказывать о сложном просто (Адаптировать учебный материал).

5. Для полноценного общения учителю необходимо соотносить содержание, способ, ритм, характер общения, с различными психофизическими и социальными особенностями всех, вступающих в контакт с учителем.

6. Строить свое общение исходя из особенностей и чутко реагируя на малейшие изменения всех партнеров по общению.

Факторы, влияющие на общение:

1. Внешний вид учителя.

a) Одежда.

b) Манера общения.

c) Мимика.

d) Темперамент.

e) Походка, осанка.

2. Социальные факторы.

a) Семейное положение.

b) Материальное положение.

c) Пол.

d) Возраст.

e) Мировоззрение.

f) Религия.

3. Психологические особенности ученика и учителя.

4. Физиологические.

Механизмы общения:

1. Подражание (стихийно, бессознательно) – младшие школьники.

2. Внушение (Необходим авторитет внушителя).

3. Убеждение. Разъяснение. (Направлен на мышление людей. Большую роль играет доказательство, которое строится на личности, честности. Часто используется при индивидуальном общении).

4. Заражение (Идеи, чувства, настроения, вкусы).

5. Идентификация – отождествление (близко к подражанию).

Педагог не застрахован от неудач. Он должен не бояться признать ошибку. Анализ ситуации, здравая оценка (разговора, ущерба), никогда не повторять ошибки.