Воспитание (методы, средства).
Метод примера – воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников впечатляющим образом, помощь в воспитании и достижении педагогических целей.
3. Методы оценки и самооценки (контроля): относятся различные виды поощрений и наказаний, замечаний, ситуаций контроля и самоконтроля, доверия, критики и самокритики.
Метод поощрения – это положительная оценка лучших качеств, которые проявились в учебе и поведении воспитанников.
Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и оценке антиобщественных поступков.
Средства воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания если:
1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности.
2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной) форме.
3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников.
Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.
Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один из фундаментальных законов педагогики. Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.
Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют одно другому и часто объединены названии (экскурсия (форма) в музей (средство)).
Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.
Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись. Являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.