Права человека.
Понятие «ценность» является одним из основных в философии, социологии и педагогике. Среди общечеловеческих ценностей прогрессивные мыслители, философы и педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его свободу и соответствующие им воспитание и образование.
Идеи общечеловеческих ценностей, родившиеся в античном мире, получили свое развитие в трудах многих мыслителей от эпохи Возрождения до наших дней. Философская, историческая, педагогическая и художественная литература свидетельствует, что в центре внимания прогрессивных идей каждого народа всегда была идея признания человека высшей ценностью, уважения к личности человека, его достоинству, идеи добра, духовности. Прогрессивные педагогические концепции каждого народа утверждали уважение к маленькому человеку – ребенку, защиту его прав на свободу и развитие, демократические и гуманистические принципы его воспитания и образования. Они явились существенной побудительной силой развития общества.
Общечеловеческие ценности – это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они потому и называются общечеловеческими, что они постепенно складывались и к концу XX века они выработаны мировым сообществом и нашли свое отражение в основополагающих документах ООН о правах человека. Принципы этих документов не только близки, но и разделяются всеми историческими общностями людей.
Современная цивилизация выдвигает на первый план общечеловеческие ценности, где демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации является их важнейшими компонентами.
В современных исторических условиях международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека ООН, конвенция о правах ребенка и другие документы), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. В настоящее время они определяют новые тенденции в развитии методологии и теории воспитания, призванных создать современную парадигму воспитательной и образовательной деятельности, с ее обновленным целеполаганием, идеалами и духовными ценностями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) основные идеи этих документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране.
Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени не было достаточно широкой информации о содержании международных документов, касающихся прав человека. О содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., граждане нашей страны узнали широко, пожалуй, только через 40 лет, о Декларации прав ребенка (принята в 1959 г.) через 20 лет, в период подготовки к Международному году ребенка (1979 г.).
Права ребенка.
Будущее каждого народа, страны зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.
Во Всеобщей декларации прав человека (1948 год) отмечается, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь».
Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, принимает Декларацию прав ребенка (1959 г.) и Конвенцию о правах ребенка (1989 г.).
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят всех людей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей права (Семейный, Уголовный, Кодекс законов о труде и др.). В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала также и Россия.
Согласно российскому законодательству, все дети равны между собой. Родившись, ребенок сразу становится гражданином РФ. А значит, на него распространяются все права и свободы, записанные в Конституции. Юристы говорят: с рождения человек является правоспособным. Правоспособность
— способность иметь права и обязанности. Все права ребенка имеют юридический смысл и защищаются родителями, органами опеки и попечительства, прокурором, судом. Нарушение прав ребенка влечет юридическую ответственность. Однако помимо правоспособности ребенку необходима дееспособность. Дееспособность
— способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.
Среди прав ребенка, необходимых для его всестороннего развития и воспитания, формирование высоких нравственных качеств, право на образование имеет исключительное значение. Его значимость в жизни человека, государства закрепляют на конституционном уровне Конституция РФ и другие законодательные акты достаточно полно включают правовые принципы сферы образования.