Коллектив в социальной педагогике.

Общая характеристика коллектива. В современной психолого-педагогической литературе употребляются два значения понятия коллектив. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (в школе, студенческой группе и т.п.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т.д.

Жизнеспособность коллектива как постоянно развивающегося социального организма обусловлена гибкостью, мобильностью его внутренних процессов.

Педагог в своей работе в первую очередь имеет дела с группами, чем индивидуально (компания, класс, семья, бригада и т.п.).

Коллектив – группа.

Группа – человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака.

Классификация групп:

1. Малые (формальные и неформальные, но они всегда контактные) и большие:

а) Реальные (контактные) – педагогический коллектив.

б) Условные – на основе нескольких признаков из более крупных.

в) Формальные (официальные)

г) Неформальные (неофициальные)

2. По уровню развития группы:

а) Развитые (коллектив).

б) Недостаточно (низко) развитые группы (люди едут в автобусе).

Самое важное – степень развитости данной группы:

1. Корпорация – самая низкая.

2. Асоциальные ассоциации.

3. Диффузные группы.

4. Просоциальные ассоциации.

5. Коллектив.

Коллектив – группа, где личностные отношения опосредствуются общественно-ценными и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

В педагогике большое внимание уделяется коллективу.

Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Лутошкин – это тек, кот посвятил себя изучению отношений в коллективе. Прародителем является Ян Амос Коменский.

Задача педагога заключается в том, чтобы процесс совместного достижения общей цели создавал основу для возникновения между учащимися подлинно-коллективистских отношений.

Для развитого коллектива характерны чередование подъема, стабилизации, постоянное усложнение перспектив и существование определенных традиций.

Что необходимо для коллективообразования:

1. Трудовая общественно-значимая деятельность.

2. Для педагога важно мастерство, профессионализм.

Задачи учебного заведения: сформировать настоящий коллектив высокого уровня социальной зрелости.

Коллектив формируется в несколько этапов:

1. Организационный (педагог) – выделить несколько принципов требований, которые четко выполняются. Выявление особенностей каждой личности (выделить тех, кто может в последствии стать активом).

2. Выявление не формального, а действенного лидера (непосредственная активность участников коллектива). Задача педагога – изучение межличностных отношений коллектива, устранение негативного явления.

3. Высокий уровень сплоченности, сознательности, организованности, ответственности каждого члена коллектива – высокоразвитый коллектив.

Сплоченность – это степень единства группы, относительно оценки друг друга, совместной деятельности, целей и задач, способов, а также общественных ценностей.

Перейти на страницу: 1 2