Коллектив в социальной педагогике.
Общая характеристика коллектива. В современной психолого-педагогической литературе употребляются два значения понятия коллектив. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (в школе, студенческой группе и т.п.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т.д.
Жизнеспособность коллектива как постоянно развивающегося социального организма обусловлена гибкостью, мобильностью его внутренних процессов.
Педагог в своей работе в первую очередь имеет дела с группами, чем индивидуально (компания, класс, семья, бригада и т.п.).
Коллектив – группа.
Группа – человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака.
Классификация групп:
1. Малые (формальные и неформальные, но они всегда контактные) и большие:
а) Реальные (контактные) – педагогический коллектив.
б) Условные – на основе нескольких признаков из более крупных.
в) Формальные (официальные)
г) Неформальные (неофициальные)
2. По уровню развития группы:
а) Развитые (коллектив).
б) Недостаточно (низко) развитые группы (люди едут в автобусе).
Самое важное – степень развитости данной группы:
1. Корпорация – самая низкая.
2. Асоциальные ассоциации.
3. Диффузные группы.
4. Просоциальные ассоциации.
5. Коллектив.
Коллектив – группа, где личностные отношения опосредствуются общественно-ценными и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
В педагогике большое внимание уделяется коллективу.
Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Лутошкин – это тек, кот посвятил себя изучению отношений в коллективе. Прародителем является Ян Амос Коменский.
Задача педагога заключается в том, чтобы процесс совместного достижения общей цели создавал основу для возникновения между учащимися подлинно-коллективистских отношений.
Для развитого коллектива характерны чередование подъема, стабилизации, постоянное усложнение перспектив и существование определенных традиций.
Что необходимо для коллективообразования:
1. Трудовая общественно-значимая деятельность.
2. Для педагога важно мастерство, профессионализм.
Задачи учебного заведения: сформировать настоящий коллектив высокого уровня социальной зрелости.
Коллектив формируется в несколько этапов:
1. Организационный (педагог) – выделить несколько принципов требований, которые четко выполняются. Выявление особенностей каждой личности (выделить тех, кто может в последствии стать активом).
2. Выявление не формального, а действенного лидера (непосредственная активность участников коллектива). Задача педагога – изучение межличностных отношений коллектива, устранение негативного явления.
3. Высокий уровень сплоченности, сознательности, организованности, ответственности каждого члена коллектива – высокоразвитый коллектив.
Сплоченность – это степень единства группы, относительно оценки друг друга, совместной деятельности, целей и задач, способов, а также общественных ценностей.