Заключение.
Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.
Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности.
В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным изображениям в детских рисунках.
Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей, подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.
Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции: познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.
Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем применения выразительных средств изобразительной деятельности.
Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля, его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.
Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков зависит:
1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции).
2. От путей становления художественного образа у детей (замысел – поиски средства – воплощение).
3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).
На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов, руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности рекомендуем:
1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это объясняется тем, что рисунки детей более широко представляют восприятие детьми того или иного образа. Наш метод варьирования и комбинации различных приемов формирования композиционного построения может сохранить творчество детей посредством кукольного театра.
2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического контакта.