Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия
быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;
правильное планирование содержания лекции;
нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей;
обеспечение четкого контакта со слушателями.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт – это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен.
Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того, как преподаватель «подает себя», т.е. создает свой положительный образ.
Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимания на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли настроятся на серьезную работу.
Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических основ развития науки, которой он занимается, ее связи з жизнью – необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса. Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные знания на практике.
Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским.
Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые «особые» случаи), скрывающие точное начало или окончание лекции. Лекция – святое, самое важное в жизни преподавателя высшей школы.
Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать:
технику записей на доске (последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.);
правильность и строгость языка лекции (избегать жаргонных слов, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.);
постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;
иметь в виду ответ на очень важный для студентов вопрос: «А зачем это нужно?»;
не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает;
не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет;
не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир студентов;
не следует важничать перед студенческой аудиторией.
Выявлению характерных ошибок в восприятии студентами лекционного материала помогает обратная связь, которая может показать, насколько эффективно студенты выполняют программу обучения, а если не выполняют, то почему. Обратная связь предполагает выполнение двух условий: нацеленности лектора на то, чтобы его понимали, и «раскрепощенности» аудитории.