Воспитательные подходы
Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи все шире проникают в педагогику.
Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.
Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.
Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.
«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).
В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду» (61, с. 279).
В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода». Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению, свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).
Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.
Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.