Движущие силы и механизм самовоспитания личности.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. гово-рим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по сво-ему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформировать-ся лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об-щее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, дос-тоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убежде-ний.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неиз-бежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяю-щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет сле-дующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общест-венными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовос-питания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия мо-гут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогатель-ные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, на-правленность, умение управлять собой и т.д.