Философия образования ислама
Аль-Аттас определяет понятие образования как последовательное постижение " .и признание положения вещей в порядке их создания, которое ведет к постижению и познанию соответствующей роли Бога в порядке бытия и существования человечества". Посему первоначальная цель обучения - вести человека к признанию и постижению своего Создателя, которое проявляется в подчинении и соблюдении Его заповедей. Другими словами, первоначальная цель Исламского образования состоит в том, чтобы воспитать достойного человека, который, развивая свои потенциалы, будет верным рабом (абд) и наместником (халифа) Аллаха, дающего аману (истину) и поддержку развития на земле. В этом отношении Исламское образование воспитывает в человеке богобоязненность (таква)*. Раб господний осведомлен о своих личных вертикальных отношениях с Аллахом (хаблун мин Аллах) и горизонтальных социальных отношениях с остальными людьми (хаблун мин аль-нас). Таким образом, основные цели образования сочетают духовное, моральное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие со специфически религиозными целями. Между социальными и личными устремлениями не существует никаких конфликтов, поскольку тут наблюдается полное единство намерений [9, 59].
Поскольку знание характеризует человека, идеально составленная учебная программа, особенно на уровне младшей школы, будет отображать знание. Данные ниже демонстрируют связь человека c преподаванием знания и учебным планом. Подобно тому, как человек имеет двойную природу, обладая душой и телом, так и учебная программа должна состоять из обязательных предметов, основанных на Божественном знании и обеспечивающих духовные нужды человека и наук, удовлетворяющих потребности в интеллектуальном и физическом развитии общества.
Оба вида знания, фард айн и фард кифайя, имеют очень большое значение для счастья и благополучия людей, как в этом, так и в загробном мире. Между этими дисциплинами необходимо сохранить равновесие. Являясь обязательным предметом, фард айн (Божественное знание) должно требоваться от всех студентов. Чтобы овладеть фард кифайя (приобретенными науками), студенты должны выбрать по меньшей мере одну из отраслей современных знаний для своей специализации [9, 60].