Идея свободы и сотрудничества
в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.д.),
г) школьников в группы распределяет учитель. Учащиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности,
е) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.
ТЕМА: "Права человека"
(урок обобщения)
Групповая работа (тренинг)
Вступительное слово учителя: "В римской мифологии существовали божества, которые оберегали ребенка в различных жизненных ситуациях, они покровительствовали его развитию, обучению и безопасности. Человек, рождаясь, обладает правами".
Права человека:
а) это возможность человека что-либо делать, осуществлять, они охраняются государством,
б) это то, что разрешено законами и соответствует природе человека.
Ход занятия (тренинга).
Педагогика сотрудничества (кооперативного обучения, американская система).
1-й этап. Работаем по два человека.
На листах написать определение (5 мин.)
1. политическим,
2. гражданским (личным),
3. экономическим,
4. социально-культурным правам.
Политические права обеспечивают гражданину участие в управлении гос.делами.
Гражданские права - это права свободы личности человека.
Экономические права - это права хозяйственной инициативы человека.
Социально-культурные - обеспечивают достойный образ и уровень жизни и защищенность человека.
Примечание: определения могут даваться разные, но необходимо принять компромиссное решение.
2-й этап. Работаем в паре (меняемся парами).
На листах написать по 4 элемента:
1. политических прав,
2. гражданских (личных) прав,
3. экономических,
4. социально-культурных прав.
Цель: в сотрудничестве обсудить каждый аспект задания.
3-й этап. Работаем в группах по 4 человека (рассчитаться на 1, 2). Соревновательный.
Работа с фишками: каждому участнику дается по 3 фишки.
Общая цель: Каждый из участников должен внести свой вклад в работу группы и выложить свои фишки.
Примечание: как правило, в группе будут активные и пассивные. Активные все свои фишки отдадут, а пассивные не успеют.
Кто вперед выполнит задание (7 мин. работы).
1-я группа пишет политические и социально-культурные права,
2-я группа пишет гражданские и экономические,
3-я группа пишет политические и гражданские.
4-й этап. Остаемся работать в группах (кооперативное обучение).
Итог работы: Выделите и обсудите самые главные приоритеты для вас в области прав человека.
Обобщаем по группам (зачитать).
Вывод: экономические, гражданские, социальные права имеют место в приоритете прав. Примечание: учитель записывает 10 приоритетов в области прав на доске.
Вывод: такая форма работы позволит детям:
а) иметь свое личное мнение,
б) умение работать в паре, в группе,
в) сотрудничать со всеми и с учителем.
В такой педагогике сотрудничества есть три важных элемента: а) индивидуальный, б) соревновательный, в) кооперативный.