Педагогическая система «занятие по иностранному языку в ВУЗе с применением учебных игр» в концепции А.А.Деркача.
Ведущими умениями гностического компонента являются:
1) осознавать задачи по овладению иностранным языком и соотносить их со своей общепрофессиональной подотовкой;
2) соотносить изучаемый материал с системой родного языка;
3) пополнять, углублять и совершенствовать свои знания по иностранному языку путём самообразования;
4) определять главную цель и выделять главную проблему текста по заглавию;
5) узнавать в тексте знакомые ЛЕ и ГС, выделять ключевые слова и выражения и с их помощью определять основное содержание текста или извлекать полезную информацию;
6) догадываться о значении незнакомых слов, не заглядывая в словарь (по контексту, ассоциации, аналогии);
7) формулировать вопросы по содержанию текста и в связи с ним;
8) подбирать и систематизировать материал по теме и на его основе проводить элементарное исследование.
К проектировочным относятся умения:
1) планировать действия в связи с решением конкретной задачи по иностранному языку и отбирать наиболее рациональные и эффективные способы их осуществления;
2) соотносить изучаемый материал, знания, умения с их практическим применением;
3) предусматривать возможные трудности при выполнении самостоятельных заданий по иностранному языку и намечать пути и способы их преодоления;
4) прогнозировать и учитывать реакцию собеседника на свои действия при подготовке письменных и устных заданий;
5) определять свою роль и место в решении задач в заданной ситуации и намечать стратегию и тактику поведения в ходе обыгрывания ситуации;
6) прогнозировать несколько вариантов своих действий в ходе обыгрывания ситуаций;
7) разрабатывать игровую модель ситуации в связи с изучаемым материалом по иностранному языку или на его основе.
Конструктивный компонент включает следующие умения:
1) строить свои действия, связанные с владением иностранным языком, в условиях реальной жизни;
2) разбивать текст на логические части, определять главную мысль каждой и выражать её другим предложением;
3) составлять план своего сообщения и на его основе строить логически законченный рассказ;
4) выделять и подбирать ключевые слова, выражения, клише для своего сообщения и правильно строить предложения, высказывания;
5) чётко и грамотно выражать свою мысль на иностранном языке;
6) делать вступление к своему сообщению;
7) препарировать излагаемый материал путём парафраза и обобщения и кратко излагать основное содержание на иностранном языке;
8) делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки.
В коммуникативную группу входят умения:
1) адекватно оценивать знания и действия свои и товарищей на занятиях;
2) вести беседу на: а) бытовую тему; б)общественно-политическую тему; в) профессиональную тему; г) о странах изучаемого языка;
3) начать, прервать, завершить, изменить ход (тему), продолжить разговор на иностранном языке;
4) аргументировать своё высказывание, убеждать и агитировать средствами иностранного языка, высказывать собственное отношение к обсуждаемой проблеме;
5) отвечать (реагировать) на вопросы собеседника на иностранном языке в связи с сообщениями;
6) понимать иноязычный текст с опорой на наглядность, извлекать необходимую информацию.
Организаторский компонент представлен умениями:
1) организовать индивидуальную работу по иностранному языку;
2) помочь товарищам: а) на занятиях по иностранному языку; б) во внеаудиторное время.
А.Деркач подчёркивает, что выявление этой структуры интеллектуальных умений стало основой перехода к конструированию системы учебных игр, способной обеспечивать эффективное и качественное формирование и развитие данных умений на занятиях по иностранному языку. При разработке учебных игр А.Деркач опирается на традиционную систему обучения, сила которой – в способности создавать достаточно прочную базу теории, а слабость – не способность обеспечивать разумное, мотивированное, комплексное использование знаний в процессе занятий и в условиях реальной жизни.
Будучи внедрённой в систему традиционного обучения, А.Деркач выделяет в учебной игре несколько функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения), компенсаторную.