Семейное воспитание в педагогике Коменского
Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.
“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями . ”.
Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.
Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.
О ступенях образования уже говорилось в первой главе данной работы, сейчас же мы более подробно рассмотрим сущность именно материнской школы.
Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Основные характерные черты этой школы Коменский описывает следующим образом:
“В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводит список предметов (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.
“Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и является основой метафизики.
В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.
Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр.