Педагогические категории и понятия

Выпишем из научной литературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажем взаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию.

Для более точного ответа на задание определимся с основными терминами:

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

БЕЗРУКОВА В.С.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное.

ХАРЛАМОВ И.Ф.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями.

Воспитание в узком смысле – формирование идеальных социальных, нравственных и эстетических отношений.

Обучение – овладения ЗУ, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями

Под развитием

следует понимать взаимосвязь количественных и качественных изменений, которые происходят в сознании человека.

Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств.

БАбАнский ю.к.

Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания

Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся.

Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение.

Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (Подразделяется на психическое, физическое, общее).

Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания.

Перейти на страницу: 1 2