Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО.
Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ, численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие учебные заведения.
Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема.
Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов.
Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО планируется реализовать двумя путями:
ü Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях софинансирования с регионами и работодателями и реализовать специальную программу развития материально-технической базы начального профессионального образования.
ü Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация механизмов использования материальной базы работодателей для подготовки для них кадров в учреждениях НПО.
Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.
Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства – администраций, работодателей и системы образования.
В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер, как правовых, так и экономических, чтобы планирующаяся массовая передача учреждений НПО в субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытию или перепрофилированию учреждений НПО – или из-за недостаточности средств в субъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на них собственностью этих учреждений.
Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот на производимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их собственной производственной деятельности.
Объектом исследования в данной проблеме являются квалифицированные рабочие кадры.
Предмет исследования – организация начального профессионального образования в современных условиях.