Введение

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще от­чуждение. Эти и многие другие негативные явления есть след­ствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и процессов: большой и малый бизнес, коммерциа­лизация, новые экономические отношения, расширение ин­формационных потоков и пр. К сожалению, эти процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 – летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко возросла детская и подростковая преступность, получила распространение наркомания.

В современной России осознается падение нравственно­сти молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, поли­тологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их твор­ческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях пре­образований в экономике, социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в каче­стве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение сис­темы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образова­тельный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как целостное педагогическое явление в его историческом, социальном, психологическом и технологическом плане не была предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает сомнения.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования общечеловеческих ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.

Объектом исследования является урок французского языка как средство формирования общечеловеческих ценностей.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих ценностей в процессе изучения французского языка у подростков.

Задачи исследования:

1. уточнить понятия общечеловеческих ценностей;

2. рассмотреть основные подходы к структурным элементам человеческих ценностей;

3. выявить значение изучения иностранного языка для формирования общечеловеческих ценностей у подростков;

4. определить наиболее эффективные пути и методы формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка;

Перейти на страницу: 1 2