Возможности содержания иностранного языка в формировании общечеловеческих ценностей у подростков.
Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И. Ханбиков, И.А. Шаров и др.).
Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно. Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те, кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от 11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным ценностям [173,27].
В системе школьного образования возможности учебного предмета «Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].
В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.
Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной, равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167], происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык которого изучается» [88,7].