Краткая биография. Становление мировоззрения
III
,
351).
Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку, которого не избежали даже многие представители домарксового материализма, абсолютно не принимавшие религии, « .христианство,— писал, например, Л. Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о нравственности»[4].
Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д. Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» (X, 345).
Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем более эффективен и перспективен их научный выход.