Роль патриотического воспитания
Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека .» (II, 160).
Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчиняющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо родины. «Мы считаем выражением патриотизма и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо»,— писал Ушинский (II, 474).
Разоблачая показной патриотизм представителей привилегированных сословий, он утверждал, что только трудовой народ является подлинным защитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого человеческого качества — гуманизма.
К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. Большое значение в связи с этим он придавал изучению отечественной истории — истории народа, его жизни и борьбы в прошлом и настоящем, изучению родного языка, литературы и особенно фольклора. Ушинский писал, что из уст трудового народа «льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое, с помощью науки и сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова .» (II, 555).
Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в учебниках Ушинского, отражает героическую историю и трудовую жизнь русского народа. Подчеркивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа» (VI, 298).