Система  педагогического  просвещения  в  России  во второй половине ХIХ в..   Педагогическая  мысль 

Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы: "Призрак специального образования никак не решается исчезнуть и до сих пор мешает нашему обществу разглядеть действительный смысл и задачу, образования".

Николай Гаврилович Чернышевский

(1828-1889)

вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием.; "Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, кто пользуется политической властью, тот не может спастись и от невежества".

Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания.

Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о един­стве человеческого организма",- писал он.

Чернышевский полагал, что нравственные свойства невоз­можно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер. "Темпераментом оп­ределяется только степень быстроты движений, и, вероятно, перемен душевного настроения. Должно думать, что человек, имеющий быструю походку, расположен к более быстрой сме­не настроений, чем человек, движения которого медленны. Но этой разницей не определяется то, который из них более тру­долюбив, и тем менее определяется степень честности или доб­рожелательности того и другого".

Чернышевский считал одним из ведущих свойств челове­ка активность, а важными источниками активности - потреб­ность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности.

Добролюбов

критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, нацио­нальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых.

Добролюбов стоял на демократической позиции и видел иде­ал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: что­бы всем было хорошо". Исходя из принципа антропологизма (че­ловек - "целое, нераздельное существо").

Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При, этом делились радикальные, далеко идущие выводы. Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям деятельности личности, следует "предпринять коренное изменение для общественных отношений, господствующих над нами и изменяющих нашу деятельность".

Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявил, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего человека", лишает их сил.

Перейти на страницу: 1 2 3 4