Тотас Гордон о педагогическом образовании родителей
ВОПРОС: Не приведет ли ваша методика: к потере родителями влияния на детей? Не получится ли так, что, прибегнув к ней, они как бы откажутся от своей роли мудрых наставников, указывающих детям верное направление в жизни и бережно ведущих их по ней?
ОТВЕТ: Такое впечатление, действительно, может создаться при чтении первых глав. Но наберитесь терпения. Первые главы посвящены тому, как помогать детям самостоятельно решать их собственные проблемы. В таких ситуациях роль эффективного родителя весьма специфична, — она намного более пассивна и “косвенна”, чем та, к которой мы привыкли. Зато в последующих главах речь идет о том, как корректировать поведение детей и как заставлять их уважать интересы родителей. Вы познакомитесь с конкретными методами повышения своей ответственности как родителей, приобретете еще больше влияния на детей.
В этой книге, как и в программе Р.Е.Т., содержится несложная методика побуждения детей к самостоятельному решению их собственных проблем, сопровождаемая конкретными рекомендациями по ее применению в домашней практике. Родители, которые овладевают этой методикой (мы называем ее “активным слушанием”), наверняка согласятся с нижеследующими утверждениями, записанными со слов родителей, прошедших обучение на курсах Р.Е.Т.:
“Какое облегчение не думать о том, как найти все ответы на те проблемы, с которыми сталкиваются мои дети”.
“Благодаря Р.Е.Т. я поверил в способность своих детей самостоятельно решать их собственные проблемы”.
“Я поражен эффективностью метода активного слушания. Мои дети нередко находят более разумные решения, чем те, которые мог бы предложить им я”.
“Я больше не хочу выступать в роли Господа Бога, не хочу выступать в роли судьи, который всегда знает, что и как должны делать его дети, чтобы решить свои проблемы”.
В наши дни тысячи подростков игнорируют своих родителей, и на то у них есть вполне убедительные причины: “Мои родители не понимают детей моего возраста”; “Терпеть не могу возвращаться домой, чтобы выслушать очередную вечернюю лекцию”; “Я никогда ничего не рассказываю своим родителям, они все равно меня не поймут”; “Я хочу, чтобы родители оставили меня в покое”; “Как только смогу, я уйду из дома — мне надоело, меня постоянно за все пилят”.
Родители таких детей, как правило, отдают себе отчёт в том, что утратили свой авторитет. Это доказывают следующие признания, сделанные родителями на наших курсах: “Я полностью утратил свой авторитет в глазах своего шестнадцатилетнего сына”; “Салли больше с нами считается”; “Том никогда не садится с нами за стол, него не выдавишь ни слова. На днях он заявил, что собирается поселиться в гараже”; “Марк почти не бывает дома. Он никогда не сообщает нам о том, куда идет и чем собирается заняться. Когда я спрашиваю его об этом, он отвечает, что это не мое дело”.
Для меня это трагедия, что одна из наиболее теплых интимных сфер жизни — сфера взаимоотношений между родителями и детьми — так часто портит кровь обеим сторонам. Почему все больше подростков начинают относиться к своим родителям как к “врагам”? Почему так ощутим в современной семье разрыв между поколениями? Почему родители и дети находятся в состоянии вражды?
Вы найдете ответы на эти вопросы (глава 14) и убедитесь, что подростковый бунт вовсе не является чем-то неизбежным. Метод Р.Е.Т. революционен, - это правда, но он не провоцирует на революцию. Совсем напротив: этот метод помогает родителям заново завоевать авторитет, предотвратить враждебное отношение к ним со стороны детей; он способствует сближению родителей и детей, а не их противостоянию.
Для тех, кому наш метод поначалу может показаться слишком революционным, нелишне будет познакомиться со следующей выдержкой из рассказа двух родителей — матери и отца, — окончивших наши курсы:
“Когда Биллу исполнилось шестнадцать, он стал нашей постоянной головной болью. Он совершенно перестал с нами считаться. Он носился, как сумасшедший, и во всем проявлял полную безответственность. У него резко снизилась успеваемость. Он никогда не возвращался домой, в назначенный час, ссылаясь на спущенную шину, не заведенные часы или пустой бензобак. Мы шпионили за ним, он лгал нам. Мы пилили его. Мы отобрали у него водительские права. Мы сократили его карманные расходы. Наши беседы состояли из одних взаимных упреков. И все безрезультатно. После одного из бурных объяснений он повалился на пол кухни, начал брыкаться, визжать и кричать так, что сошёл с ума. После этого случая мы записались на курсы доктора Гордона. Перемены почувствовались не сразу . Мы никогда не ощущали себя единым целым, одной теплой, любящей, заботливой семьей. Это ощущение пришло лишь как следствие глубоких перемен в наших позициях и ценностях . Поворотным пунктом явилась та мысль, что ты представляешь собой личность — сильную, независимую личность, не боящуюся выражать свое мнение, но и не навязывающую его другим, действующую, скорее, собственным примером. Мы значительно повысили свой авторитет . Билл тоже сильно переменился: пришли его приступы ярости, кончилась полоса неуспеваемости в школе. Он превратился в открытого, дружелюбного, любящего сына, называющего своих родителей “двумя моими самыми близкими людьми” . Он фактически вернулся в семью . У меня установились с ним такие взаимоотношения, о которых я могла только мечтать, — полные любви, доверия и независимости. У него, как и у каждого из нас — появилась сильная внутренняя мотивация, и теперь мы действительно живем одной дружной семьей”.